Железнодорожные переезды являются местами повышенной опасности. Дорожно-транспортные происшествия, происходящие на переездах, как правило, отличаются чрезвычайной тяжестью последствий.
Госавтоинспекция напоминает водителям о необходимости быть предельно аккуратными и внимательными на железнодорожных переездах, поскольку число таких аварий увеличивается.
По данным официальной статистики аварийности, за 2017 год на железнодорожных переездах России произошло 242 ДТП, что на 17,5 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. В таких ДТП погибли 94 человека и 317 были ранены.
Больше всего таких ДТП фиксируется в Центральном федеральном округе, только в Московской области за прошлый год произошло 12 аварий. Меньше всего – на территории Северо-Кавказского федерального округа, к примеру, в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Ингушетия за весь год вообще не было ДТП на железнодорожных переездах.
Чаще всего ДТП происходят на нерегулируемых переездах, где водители, не убедившись в безопасности маневра, пытаются проехать перед близко идущим поездом. К сожалению, многие забывают, что электрички и поезда идут с большой скоростью, и даже при применении машинистом всех средств экстренного торможения тормозной путь поезда составляет 1,5 – 2 тысячи метров. Водители же, пытаясь выиграть несколько секунд, в итоге теряют жизнь, ставят под угрозу жизнь и здоровье своих пассажиров и пассажиров поездов и электричек.
С начала этого года на железнодорожных переездах уже произошел ряд серьезных ДТП, в результате которых погибли и пострадали люди. Так, 4 января в Приморском крае на регулируемом переезде перегона Дальнереченск-2 – Эбергардна 49-летний водитель иномарки при запрещающих сигналах переездной сигнализации выехал на пути в момент прохождения грузового поезда. Автомобиль столкнулся с третьей секцией локомотива. В результате ДТП водитель погиб, а его жена и дочь были госпитализированы с различными травмами. 13 января на этом же железнодорожном переезде произошло аналогичное ДТП, при котором иномарка столкнулась с товарным составом. В аварии никто не пострадал.
ДТП 20 января на железнодорожном переезде в Хакасии привело к задержке электропоезда Абакан-Кошурниково. Водитель легкового автомобиля выехал на железнодорожный переезд на запрещающий сигнал светофора в момент, когда к нему приближался пригородный поезд. Машинист применил экстренное торможение, но столкновения избежать не удалось. В результате ДТП водитель автомобиля погиб. Локомотивная бригада и пассажиры поезда не пострадали. Электропоезд получил повреждения.
12 февраля в Амурской области на регулируемом переезде произошло столкновение товарного поезда с грузовым автомобилем «КамАЗ». B peзyльтaтe cтoлкнoвeния пoeзд oпpoкинyл гpyзoвик. 55-летний вoдитeль «КамAЗa» пoгиб нa мecтe происшествия.
Сотрудники Госавтоинспекции в регионах совместно с представителями железнодорожного сообщества ведут постоянную совместную работу по профилактике аварийности на железнодорожных переездах. Проводятся различные акции, в ходе которых водителям напоминают о том, как нужно вести себя на железнодорожном переезде. Кроме того, в целях профилактики возможных ДТП и правонарушений на переездах сотрудники ГИБДД проводят специальные рейды и проверки.
Госавтоинспекция призывает водителей к повышенной бдительности при пересечении железнодорожных переездов и неукоснительному соблюдению Правил дорожного движения, а также напоминает, что железнодорожный переезд – один из самых опасных участков дороги.
Чтобы не попасть в аварию на железнодорожном переезде, водителю следует соблюдать несколько основных правил. Прежде всего, при подъезде к переезду нужно снизить скорость. Начинать движение через переезд можно только при открытом шлагбауме и выключенной сигнализации. Если хотя бы одна из систем сигнализации включена (световая или звуковая), то даже при открытом шлагбауме движение через переезд запрещено. Необходимо помнить, что в любом случае, приближаясь к переезду, независимо от положения шлагбаума и сигнализации водитель должен убедиться в отсутствии приближающегося поезда и лишь тогда въезжать на переезд.
Особенно опасен неосмотрительный выезд на нерегулируемый железнодорожный переезд. Предельно осторожным водитель должен быть в темное время суток, а также в условиях ограниченной видимости: в дождь, туман, снегопад и т.д. Вынужденная остановка на железнодорожном переезде, даже кратковременная, также крайне опасна, поскольку создает реальную угрозу столкновения с поездом. В такой ситуации водитель должен немедленно высадить людей из автомобиля и удалить их на безопасное расстояние, после чего принять меры для освобождения переезда – попытаться отбуксировать или столкнуть транспортное средство с рельс.
Главным и определяющим условием для безопасного переезда железнодорожных путей являются внимательность и осторожность водителей транспортных средств, а также строгое соблюдение ими норм и правил дорожной безопасности.