по вопросам деятельности регионального оператора
по обращению с отходами
- В чем суть новой системы обращения с отходами?
Руководством Российской Федерации поставлена задача – придать цивилизованный характер процессу сбора, переработки и захоронения отходов.
В декабре 2014 г. Был принят Федеральный Закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации», или, как его часто называют, 458-ФЗ.
Этот закон внес существенные изменения в законодательство. регулирующее сферу обращения с отходами.
Самое главное новшество – установление требований по разработке в каждом регионе территориальной схемы обращения с отходами и введение такой структуры, как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).
- Кто такой региональный оператор по обращению с отходами?
Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, организация, которая несет ответственность за весь цикл обращения ‘ГКО. включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах.
С юридической точки зрения, Региональный оператор – юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами со всеми собственниками твердых коммунальных отходов, которые образуются, и места накопления которых находятся в его зоне деятельности. И с другой стороны, региональный оператор обязан заключить договоры со всеми хозяйствующими субъектами, которые занимаются транспортированием отходов, их обработкой, переработкой, утилизацией и захоронением.
Региональный оператор осуществляет свою деятельность исключительно в рамках государственного контракта, в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами и по тарифу, установленному государственным органом.
Так что любые упреки, что Региональный оператор делает что-то не так, лишены всяких оснований. Он отвечает за то, чтобы все жители получили коммунальную услугу.
Региональный оператор может сам осуществить весь цикл обращения с ТКО, а может привлечь кого-то на договорной основе, что и делается в основном в большинстве регионов.
- Кто должен заключить договор с региональным оператором?
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все собственники ТКО, как юридические, так и физические лица.
Собственники ТКО – это;
— собственники помещений в многоквартирных домах,
— собственники частных домовладений,
— юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются ТКО.
Нe заключение или уклонение от заключения договора не освобождает потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО.
С Региональным оператором договор можно заключить как через организацию, оказывающую услуги по управлению МКД (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.п.), так и напрямую (прямой договор).
В этом случае собственники жилых помещений в МКД обязаны на общих собраниях принять соответствующие решения.
- Какова величина тарифа н сам механизм заключения Договоров на вывоз отходов?
Постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области №475 от 27.12.2018 года были утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов, которые составили:
для МКД – 2,28 куб.м/год на одного проживающего;
для ИЖС – 2,31 куб.м/год на одного проживающего.
Постановлением Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Рязанской области №97 от 27.09.2019 года утверждена тарифная цена за 1 куб.м отходов по коммунальной услуге «Обращение с ГКО», которая составляет для населения 495,88 руб./куб.м (с НДС).
Исходя из этих данных, тариф за услугу «Обращение с ТКО» для населения составит:
для МКД 495,88*(2,28/12) = 94,22 рубля с человека в месяц,
для ИЖС 495,88*(2,31/12) = 95,46 рублей с человека в месяц.
Анализ аналогичных тарифов, установленных в других регионах, показывает, что рязанский тариф занимает место ниже среднего по ЦФО. Так, в Московской области (не город) услугу по вывозу отходов от населения оценили в 227 рублей с человека в месяц, в Воронежской – 158-165, Тульской – 143-165, Калужской – 103-127, Белгородской – 111-124 руб./чел.
Следует отметить, что начисления будут производиться исходя из количества проживающих (прописанных) в данном жилом помещении, а если таких нет – исходя из количества собственников данного жилого помещения.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО обязаны заключить все жители Рязанской области. Он носит характер публичной оферты.
В соответствии с действующим законодательством, Региональный оператор 02.10.2019 на своем сайте (http://ecopronsk.ru/), а также в областной газете «Рязанские Ведомости» разместил адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора с указанием даты начала деятельности Регионального оператора – 1 ноября 2019 года.
Необходимо отметить, что заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме не требуется.
Если потребитель не направил региональному оператору заявку и не явился в офис или представительство, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора.
- Где и как можно оплатить услугу по вывозу отходов
Способы оплаты за услугу «Обращение с ТКО»:
— в отделениях Почты России;
— в отделениях Сбербанка;
— с помощью платежной системы «Сбербанк Онлайн» (переводы и платежи – ЖКХ и домашний телефон – квартплата – платежи ЖКХ г. Рязань (КВЦ онлайн) – платежи ЖКХ г. Рязань (КВЦ онлайн) Ком. услуги Рязанская область – ввести номер лицевого счета) – для жителей Рязанской области;
— через личный кабинет МП «КВЦ» г. Рязани (сайт мпквц.рф – личный кабинет услуги ЖКХ – ввести номер лицевого счета);
— в пунктах приема платежей МП «КВЦ» г. Рязани;
— в кассах регионального оператора в г.Рязани и в кассах территориальных представительств (г. Сасово, г.Касимов, р.п. Шилово, г. Ряжск. р.п. Пронск);
— в пунктах приема платежей местных расчетно-кассовых центров (субагенты МП «КВЦ»).
- Появились ли какие-либо новые требования к организации сбора отходов?
Согласно новой статье 13.4, появившейся в декабре 2017 года в Федеральном законе от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации».
Постановление Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 определяет порядок создания таких мест (площадок), а также правила формирования и ведения их реестра. Согласно данному Постановлению места (площадки) накопления отходов «создаются органами местного самоуправления».
Соответственно, сбор и накопление ТКО вне специально оборудованных для этой цели местах, а именно к таким случаям относится согласно действующему законодательству так называемый «позвонковый» или «мешочный» сбор, может и будет расцениваться как несанкционированное размещение отходов.
В связи с этим, всем муниципальным районам и городским округам рекомендовано отвести земельные участки для организации мест накопления отходов и оборудовать их соответствующим образом (твердое основание, ограждение, установка емкостей для сбора отходов). А до этого момента можно просто обозначить место накопления отходов соответствующей табличкой. Всем жителям необходимо выносить отходы только в эти оборудованные или обозначенные места.