В рамках социальной кампании «Повод для обгона», которая в настоящее время проходит в России, проведено исследование общественного мнения по проблематике проекта. Социологический опрос показал, что многие респонденты недооценивают внешние факторы риска при совершении обгона или вовсе не принимают их во внимание.
Так, по результатам исследования, среди московских водителей каждый третий не откажется от обгона в дождь, туман и снег (31%). Наружная реклама как часть социального проекта «Повод для обгона» призывает водителей при совершении обгона уделить особое внимание внешним факторам на дороге, таким как плохая видимость и сложные погодные условия, и еще раз убедиться в целесообразности маневра, поскольку каждый 10 россиянин готов совершить обгон в сложных погодных условиях.
83% опрошенных россиян готовы пойти на обгон только в случае спешки и субъективной оценки того, что впереди идущий автомобиль едет медленно. 9% респондентов за последний год совершали обгон по полосе встречного движения совместно с другими участниками дорожного движения. В экстренной ситуации подобный обгон «змейкой» ведет к еще более тяжким последствиям при ДТП.
Одним из самых тревожных факторов, свидетельствующих о недостаточной оценке опасности обгона, является совершение данного маневра при нахождении в салоне автомобиля ребенка. 25% водителей совершают обгон с ребенком в машине, при этом мужчины обгоняют чаще, чем женщины.
Социальная кампания «Повод для обгона», реализуемая при участии Госавтоинспекции МВД России, Российского союза автостраховщиков и при информационной поддержке экспертного центра «Движение без опасности», направлена на предупреждение нарушений, связанных с выездом на встречную полосу движения, и призвана помочь водителям правильно оценить все сопутствующие факторы при совершении такого опасного маневра, как обгон.
По данным статистики аварийности, в 2017 году на российских дорогах зарегистрировано 15,1 тысяч ДТП, связанных с выездом на полосу встречного движения, в которых погибли 4,9 тысяч человек и более 27,8 тысяч получили различные травмы. Эти цифры ниже, чем аналогичные показатели предыдущего года, но, вместе с тем, такие ДТП составляют 10.5% от всех автоаварий, связанных с нарушением ПДД со стороны водителей. Госавтоинспекция МВД России уделяет особое внимание профилактике правонарушений, связанных с выездом на полосу дороги, предназначенную для встречного движения, поскольку ДТП, произошедшие по этой причине, характеризуются наиболее тяжелыми последствиями. Процесс принятия решений об обгоне должен постепенно измениться, — стать более взвешенным и обдуманным. Именно такое мировоззрение у водителей может повлиять на количество аварий на дорогах страны.